Программа формирования экологической культуры обучающихся
Под экологической культурой понимается совокупность личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечивает устойчивое качество окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.
Формирование экологической культуры у обучающихся рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс их приобщения к культуре взаимодействия с природной и социальной средой; формирования экологического сознания, ценностного отношения к окружающей среде, личной ответственности перед обществом за сохранение благоприятной окружающей среды, осознанного выполнения экологических норм и правил.
Программа формирования экологической культуры обеспечивает формирование у учащихся представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
Цель: создание условий для формирования у учащихся ценностных ориентации, поведенческих норм и специальных знаний по природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности, формирование у детей потребности и способности в реализации ценностного отношения к природе, людям и к себе как части природы.
Экологическое воспитание призвано способствовать развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы. Это связано с решением следующих задач:
· воспитание у подростков нового экологического сознания, основанное на гуманном, ценностном отношении к природе.
· развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.
· формирование культуры взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной, основу которой составляют духовно-нравственные ценности.
· развитие эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде.
· создание условий для формирования и реализации школьником активной созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического выбора.
Программа направлена на формирование у учащихся следующих ценностный установок: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой.
Основные методы и формы работы с детьми
Проявлению склонностей, интересов и потребностей школьников, развитию потребностно-мотивационной сферы способствует реализация такого педагогического условия, как разнообразие форм, методов и видов экологической деятельности, которые сгруппированы по следующим направлениям:
ü проектно-исследовательские:
· экологические практикумы,
· олимпиады,
· коллективные творческие дела (КТД),
· создание эко-проектов,
ü просветительские:
· занятия(внеурочная деятельность),
· театрализованные мероприятия;
ü эколого-краеведческие:
· экскурсии,
· экспедиции,
· путешествия,
· учебная экологическая тропа и др.
Содержание экологической культуры включают взаимосвязанные компоненты:
- экологически значимые знания, от восприятия к их пониманию, осознанию и использованию, экологический стиль мышления;
- экологические ценности, оценки отношения, переживания, «эмоциональный резонанс;
- нравственный и экологический императив, этические нормы, правила, экологические традиции;
- опыт созидательной, проективной эколого-оправданной деятельности.
Виды деятельности и формы эколого-направленной деятельности:
· развитие и углубление опыта непосредственного эмоционально-чувственного взаимодействия с реальной живой и страдающей природой в месте жительства и его ближних окрестностях; сопоставление бытующей практики с результатами качественно иных подходов к выстраиванию этих отношений;
· получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, уход за цветочными клумбами, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьного экологического центра;
· усвоение принципов экологически грамотного поведения в природе (в ходе целевых экскурсий, походов и путешествий по родному краю;
· осмысление «темы природы» в своем собственном творчестве (стихосложении, рисовании, прикладных видах искусства);
· фотографическая фиксация в городе и/или в его ближних окрестностях видов, представляющих с точки зрения участников этого поиска, особую эстетическую ценность; подготовка на основе серии подобных фотографий презентации.
Предполагаемые результаты:
· Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно - следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
· Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным.
· Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.
· Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.
Мониторинг результативности программы:
· периодические открытые совместные обсуждения и опросы происходящих перемен (их глубины, характера, индивидуального и общественного значения и т.п.);
· оценочные суждения, зафиксированные в виде персональных характеристик, в качестве личных достижений для пополнения своего портфолио, в виде благодарностей, вынесенных не от имени администрации, а от имени всего детско-взрослого «программного сообщества»;
· анкетирование.