Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times
Размер шрифта
A A A
Интервал между буквами
Нормальный Увеличенный Большой
Изображения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону "Школа№90 имени Героя Советского Союза Пудовкина П.Г."
  • г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 33.
  • +7 (863) 245-29-19, 245-34-93
  • school-90-1@yandex.ru
Школьная жизнь
Cведения об образовательной организации

Экологическое воспитание

Программа формирования экологической культуры  обучающихся

     Под экологической культурой понимается совокупность личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечивает устойчивое качество окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.

   Формирование экологической культуры у обучающихся рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс их приобщения к культуре взаимодействия с природной и социальной средой; формирования экологического сознания, ценностного отношения к окружающей среде, личной ответственности перед обществом за сохранение благоприятной окружающей среды, осознанного выполнения экологических норм и правил.

     Программа формирования экологической культуры обеспечивает формирование у  учащихся представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

Цель: создание условий для формирования у учащихся ценностных ориентации, поведенческих норм и специальных знаний по природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности, формирование у детей потребности и способности в реализации ценностного отношения к природе, людям и к себе как части природы.

    Экологическое воспитание призвано способствовать развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы. Это связано с решением следующих задач:

·               воспитание у подростков нового экологического сознания, основанное на гуманном, ценностном отношении к природе.

·               развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.

·               формирование культуры взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной, основу которой составляют духовно-нравственные ценности.

·               развитие эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде.

·               создание условий для формирования и реализации школьником активной созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического выбора.

     Программа направлена на формирование у учащихся следующих ценностный установок: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой.

     Основные методы и формы работы с детьми

     Проявлению склонностей, интересов и потребностей школьников, развитию потребностно-мотивационной сферы способствует реализация такого педагогического условия, как разнообразие форм, методов и видов экологической деятельности, которые сгруппированы по следующим направлениям:

ü   проектно-исследовательские:

·                экологические практикумы,

·                олимпиады,

·                коллективные творческие дела (КТД),

·                создание эко-проектов,

ü    просветительские:

·              занятия(внеурочная деятельность),

·              театрализованные мероприятия;

ü   эколого-краеведческие:

·               экскурсии,

·               экспедиции,

·               путешествия,

·               учебная экологическая тропа и др.

Содержание экологической культуры включают взаимосвязанные компоненты:

- экологически значимые знания, от восприятия к их пониманию, осознанию и использованию, экологический стиль мышления;

- экологические ценности, оценки отношения, переживания, «эмоциональный резонанс;

- нравственный и экологический императив, этические нормы, правила, экологические традиции;

- опыт созидательной, проективной эколого-оправданной деятельности.

Виды деятельности и формы эколого-направленной деятельности:

·                развитие и углубление опыта непосредственного эмоционально-чувственного взаимодействия с реальной живой и страдающей природой в месте жительства и его ближних окрестностях; сопоставление бытующей практики с результатами качественно иных подходов к выстраиванию этих отношений;

·                получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, уход за цветочными клумбами, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьного экологического центра;

·                усвоение принципов экологически грамотного поведения в природе (в ходе целевых экскурсий, походов и путешествий по родному краю;

·                осмысление «темы природы» в своем собственном творчестве  (стихосложении, рисовании, прикладных видах искусства);

·                фотографическая фиксация в городе и/или в его ближних окрестностях видов, представляющих с точки зрения участников этого поиска, особую эстетическую ценность; подготовка на основе серии подобных фотографий презентации.

Предполагаемые результаты:

·              Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно - следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

·              Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным.

·              Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.

·              Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

Мониторинг результативности программы:

·               периодические открытые совместные обсуждения и опросы происходящих перемен (их глубины, характера, индивидуального и общественного значения и т.п.);

·               оценочные суждения, зафиксированные в виде персональных характеристик, в качестве личных достижений для пополнения своего портфолио, в виде благодарностей, вынесенных не от имени администрации, а от имени всего детско-взрослого «программного сообщества»;

·               анкетирование.