Работа школы по сохранению здоровья участников образовательного процесса, формирование культуры ЗОЖ
Работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и работников ведется по шести основным направлениям:
1) Создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения;
2) Медицинское обслуживание учащихся;
3) Обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей;
4)Создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
5)Развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
1.Создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения. В здоровьесберегающей деятельности, основной упор делается на создание нормальных санитарно - гигиенических условий, рациональную организацию учебного процесса, медицинское обслуживание учащихся, обучение педагогов личностно - ориентированному взаимодействию с учащимися, физкультурной - оздоровительной работе и формированию ценностей здоровья и ЗОЖ. Мониторинг здоровья осуществляется в соответствии с "Методическими рекомендациями" центра охраны здоровья Министерства образования РФ. Для медицинского облуживания выделено 1 ставка медицинской сестры и ежедневно работает стоматологический кабинет. Рабочий день медицинской сестры начинается с 8:00 и заканчивается в 16.00 (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница). Во время работы медицинским работником оказывается необходимая помощь детям. Вся документация на медпункте ведётся соответственно установленным нормам.
С учетом физических особенностей были сформированы физкультурные группы, а также специальные медицинские группы для занятия физической культурой. Физкультурные группы в 2019 – 2020 учебном году распределились следующим образом: основная 791 человек (91%), подготовительная 47 человек (5 %), специальная 30 человека (3%).
Группы здоровья в 2019 учебном году распределились следующим образом: I - 344 человека (39 %) II - 447 человек (51 %) III - 66 человек (7 %) IV - 11 человек (1%)
Данные распределения обучающихся нашей школы по группам здоровья в сравнительной характеристике показывают, что превалирует количество детей с второй группой здоровья.
Данная ситуация с ухудшением здоровья школьников является следствием влияния как многих неблагоприятных социально-экономических условий, так и итогом нерешенных педагогических и медико-профилактических проблем в области сохранения и укрепления здоровья школьников.
В течение учебного были проведены следующие мероприятия:
- вакцинация учащихся (с согласия родителе (законных представителей) от гриппа
- ежедневный мониторинг по заболеваемости ОРВИ и гриппом;
- амбулаторный прием учащихся с обязательной термометрией и осмотром, при выявлении симптомов простудного заболевания и температуры тела выше 37С отстранение учащихся от занятий и направление на прием к педиатру по месту жительства;
- беседы с учащимися и работниками школы по неспецифической профилактике ОРВИ и гриппа (наличие индивидуальных средств защиты – масок, соблюдение личной гигиены, необходимость проветривания помещений);
3. Создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни:
- Уголок здоровья в школе регулярно обновляется медицинским работником. Проведение бесед с учащимися 1-11 классов на темы «Гигиена школьника», «Профилактика ОРВИ, гриппа»;
- Проведение акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам» - 5-6 классы;
4. Развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга.
Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, осознания личной ответственности за своё здоровье в школе идет через вовлечение учащихся в спортивные, оздоровительные и профилактические мероприятия. Педагоги физкультуры и ОБЖ стали уделять большее внимание теории предмета. В рамках внеурочной деятельности в 1-7 классах каждую неделю проводятся занятия по курсу «За здоровьем в школу». В школе проходят традиционные спортивные мероприятия. Успеваемость по предмету составляет 100%, качество знаний от 90% до 100%.
Льготное питание предоставлялось 148 обучающимся на основании Постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 10.04.2013 года № 375 «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Ростова-на-Дону» и Административного регламента № АР-087-14-Т муниципальной услуги «Организация питания обучающихся из малообеспеченных семей в общеобразовательных учреждениях», утвержденный постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 19.08.2013 года № 900 (в редакции от 11.12.2013 года).
Для учащихся школы в течение года проводились беседы на классных часах по темам: «Здорового питания», «Режима питания», « Как правильно питаться», «Как вести себя во время еды», игра по станциям для учащихся 2-7 классов (участвовало 224 человека).
В течение года на родительских собраниях обсуждались вопросы об организации питания в школе, о здоровье школьников, о проблемах эндокринной системы и профилактике заболеваний органов пищеварительной системы.
В школе соблюдается санитарно-гигиенические требования: проветривание помещений, ежедневная влажная уборка классов и школьных помещений, классы освещаются лампами нового поколения, в школе много зеленых растений, классы обеспечены мебелью, отремонтированы спортивный зал и раздевалки.
Посадка учащихся в классах осуществляется согласно рекомендации врача, на основании медицинского заключения.
Все виды деятельности организуются при обязательном соблюдении требований СанПиН.
Особое внимание в школе уделялось совершенствованию учебно-воспитательного процесса с применением здоровьесбережения: индивидуализация – обучение детей в соответствии с их природным физическим развитием и состоянием здоровья. На уроках в начальной школе проводятся физминутки. Физминутки – это комплекс из 2 – 5 упражнений, который проводится в начальной школе. Оздоровительные паузы направлены на повышение двигательной активности учащихся и снятия переутомления.
Педагоги школы больше внимания уделяют построению урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомляемости.
Сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного года содействует правильно составленное расписание уроков, это четко продумывают заместитель директора школы – Бушуева Ольга Михайловна. Обязательным условием эффективности урока является выполнение требований СанПИН.
Учителя школы выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность урока, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, осуществляют контроль осанки, позы, психологического климата в классе.
В следующем учебном году необходимо чаще проводить рейды во время перемен, спланировать посещение уроков с целью изучения использования учителями-предметниками доступных технологий; знание особенностей класса (психологическое здоровье учащихся); организацию здоровьесбережения урока, способствующую предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений.